суббота, 13 февраля 2016 г.

Квадрат Gartner - магия топ-рейтинга или как определить лучшего

Сегодня предлагаем Вам познакомиться с "Квадратом Gartner", специальной метрикой выраженной в графической форме, позволяющее оценить положение основных игроков рынка по тому или иному направлению деятельности. Важно заметить, что за последние годы авторитет Gartner значительно возрос и хорошим тоном считается ссылать на исследования этого агенства при написании различных статей, обзоров и презентационных материалов.

Пара слов о самом аналитическом агентстве.

Gartner — исследовательская и консалтинговая компания, специализирующаяся на рынках информационных технологий. Наиболее известна введением в употребление таких терминов, как: ERP, магический квадран, цикл зрелости технологий, а также регулярными исследованиями рынков информационных технологий и аппаратного обеспечения.

Исследованиям Gartner регулярно посвящаются статьи в таких изданиях, как Financial Times, The Wall Street Journal, The New York Times, Der Spiegel, The Register, ZDNet.

И так, давайте сначала определимся, что представляет из себя этот магический квадрат. 

Квадрат Gartner (магический квадрат Gartner) — графическое отображение ситуации на рынке, позволяющее оценить возможности продуктов и самих производителей. Применяется аналитическим агенством Gartner. В своих отчетах Gartner рассматривает не только качество и возможности программного обеспечения, но и характеристики вендора в целом, например опыт продаж и работы с клиентами, полноту понимания рынка, бизнес-модель, инновации, стратегии маркетинга, продаж, развития индустрии и др. На основе оценки по ключевым параметрам вендоры разбиваются на 4 группы: лидеры, претенденты на лидерство, дальновидные и нишевые игроки.

Пример: Квадрат Gartner с данными по исследованию разработчиков программного обеспечения

Лидеры

Лидеры (Leaders) демонстрируют стабильный прогресс и усилия по всем показателям, по которым проводится оценка. Их действия поднимают уровень конкуренции на рынке, они могут изменить курс развития всей индустрии. Однако производитель, вошедший в группу лидеров, не всегда является наиболее приемлемым, т.к. требования и нужды некоторых покупателей могут быть не удовлетворены.

Претенденты

Претенденты на лидерство (Challengers) имеют качественные продукты, которые удовлетворяют основным требованиям рынка и имеют высокий уровень продаж, популярности и долю рынка, которая позволяет им превосходить нишевых игроков. Претенденты обеспечивают себе прибыль путем конкуренции на уровне базовых функций, но не на уровне более совершенных возможностей. Продукты данных вендоров хороши для решения узкоспециализированных задач.

Дальновидные игроки

Дальновидные производители программного обеспечения (Visionaries) инвестируют средства в лидирующие технологии, которые лягут в основу следующего поколения продукта и позволят покупателям получать более быстрый доступ к улучшенному управлению и безопасности. Вендоры из этой группы могут оказывать влияние на развитие отрасли, но не могут воздействовать на лидеров и претендентов на лидерство. Покупатели склонят свой выбор к дальновидным производителям с целью получения не только возможности использования наиболее современных функций ПО, но и более пристального внимания со стороны вендора.

Нишевые игроки

Нишевые игроки (Niche Players) предлагают жизнеспособные решения, которые отвечают основным требованиям покупателей. Маловероятно, что они окажутся в конечном списке закупки, но им стоит дать шанс. Чаще всего эти вендоры упускают возможности оказать влияние на рынок, но это не означает, что они покорно следуют за лидерами отрасли. Нишевые игроки могут быть ориентированы на небольшие сегменты рынка и часто демонстрируют на них более высокую эффективность, чем лидеры. Покупатели отдают предпочтение вендорам этого типа, когда стабильность и фокусировка на нескольких важных функциях и особенностях программного продукта важнее, чем долгосрочные и грандиозные планы развития производителя.

Как читать квадрат Gartner

Важен точный заголовок квадрата

Самое важное, когда вы смотрите на такой квадрат – это прочитать о чем он? Как озаглавлен? То есть, квадрат может быть на тему “Платформы BI”, а может быть “Плафтормы для хранилищ данных”. Или “Платформы для построения систем отчетности”. Их может быть очень много. Это и хорошо и плохо. Производитель может среди кучи квадратов найти такой, на котором он представлен лучше, а простые зрители путаются. Но важно тут то, что если у нас “Платфтормы BI”, то успехи этого производителя на ниве построения хранилищ – именно на этот квадрат влияют мало. И наоборот.
Неискушенный посетитель презентации, обычно не обращает на это внимание. Более того, не все навскидку могут сказать чем “Платформы BI” отличаются от “Платформ хранилищ”. Хотя разница, на самом деле большая.

Важна методика составления квадрата

Каждый квадрат сопровождается большим длинным текстом, который, кстати говоря, тоже никто не читает. А зря.
Там, в частности, есть определение того, о чем этот квадрат, что в него входит и что нет и по каким критериям отбора производители в него попадают. А также, про каждого из лидеров написано, что в нем нравится экспертам Gartner, а что нет.
Конечно, доля субьективизма в этих квадратах присутствует, так как его составляют люди, однако по четко прописанным критериям можно понять, что от него можно ожидать.
Например, в квадрате по BI платформам, производитель, претендующий на попадание в квадрат должен показать объем продаж по этой теме не менее 20 миллионов долларов в год и платформа должна поддерживать 8 из 12 функциональных областей, таких как OLAP, Dashboards, Metadata Management и др. (они перечислены)

Две оси

Две оси – Ability to Execute и Completeness of Vision сложны сами по себе, но общий смысл в том, что первая отражает маректинговые и продажные показатели производителя, а вторая – технологическую продвинутость и стратегию компании в этой теме. Поэтому, чем правее производитель, тем он технологически продвинутее (по мнению экспертов Gartner), а чем выше, тем успешнее в маркетинге и продажах. Те, у кого хорошо и с маркетингом и с технологиями – попадают в квадрат лидеров.

Метрики

Для оценки поставщиков какого-либо сегмента рынка информационных технологий, Gartner использует две линейные прогрессивные экспертные шкалы:
полнота видения (англ. completeness of vision),
способность реализации (англ. ability to execute),
Каждый поставщик, попавший в рамки рассмотрения для исследуемого сегмента рынка, оценивается по этим двум критериям. При этом, полнота видения откладывается на оси абсцисс, способность реализации — на оси ординат. Каждый поставщик, таким образом, оказывается в одном из четырёх квадрантов плоскости, называемых:
Gartner называет магическим квадрантом (по аллюзии на магический квадрат) конкретный анализ какого-либо сегмента рынка, с распределением поставщиков по указанным четвертям; ежегодно компания выпускает несколько десятков магических квадрантов на регулярной основе. Поставщики иногда отмечают даже сам факт попадания в какой-либо магический квадрант отдельным пресс-релизом как признание рыночных достижений, даже если компания упомянута лишь в квадранте нишевых игроков.

За материалы спасибо Tadviser и Gartner

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы можете добавить свой комментарий...

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.