среда, 21 сентября 2016 г.

Назад в будущее: слухи об объединении ФСБ, ФСО и СВР в Министерство безопасности России

На прошлой неделе, 19 сентября Рунет облетела новость о готовящихся фундаментальных реформах в отечественных силовых структурах. По данным источников издательства «Коммерсанта» в сжатые сроки, до президентских выборов 2018 года планируется провести масштабную реформу с целью повышения эффективности управления ведомств, искоренения коррупции и усиления безопасности как гражданского общества таки и государства в целом. И ладно бы на этом все. К примеру, несколько лет назад мы уже переживали реформу МВД, когда на смену советской милиции пришла полиция. Сейчас же речь по сути идет о фактическом возвращении нынешней ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР.  Но если учитывать, что ФСБ является одним из ключевых регуляторов в области ИБ, то любые изменения однозначно будут отражаться на на "гражданском секторе".

Возможно все это слухи, но как говорит хорошая русская поговорка "дыма без огня не бывает" и "кто предупрежден  тот вооружен".


Слухи или реальная перспектива

Как сообщает «Коммерсант» подготовка к новой реформе началась вскоре после того, как указами президента были ликвидированы структуры ФМС и ФСКН, функции которых получило МВД РФ, а уже в 2016 году на основе внутренних войск и ряда подразделений органов внутренних дел специальным указаном президента была создана Росгвардия.

Помимо заявленных изменений по слухам так же, ожидается возвращение СК России в надзирающую за ним Генпрокуратуру. Упоминается так же, что некоторые  функции МЧС могут быть разделены между Минобороны и МВД.

Но, что более существенно волнует большинство так это, то что в предпологаемых реформах речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР.

Пресс-служба президента России  обнародовала подписанный Владимиром Путиным указ о реформировании Федеральной службы безопасности. Согласно указу, число заместителей директора ФСБ сократится с 12 до четырех, директор ФСБ и его замы будут приравнены по статусу к министру и заместителям министра, а департаменты преобразуются в службы. Вместе с тем в Кремле вчера категорически опровергли информацию о том, что в состав ФСБ будут включены Служба внешней разведки и Федеральная служба охраны

Предполагается, что новая структура получит статус Министерства госбезопасности (МГБ). При этом в его состав войдут Служба внешней разведки (СВР) и большинство подразделений Федеральной службы охраны (ФСО). Нынешняя же ФСО сохранится в виде подструктуры Службы безопасности президента России, которой, помимо охраны, будут подконтрольны спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц.

Помимо структурных изменений новое министерство получит и ряд доселе не ведомственных функций. Например, предполагается, что сотрудники МГБ будут не толькоо сопровождать и обеспечивать расследования уголовных дел, возбужденных по их материалам СК и МВД, а так же осуществлять процессуальный надзор за ними.

Следственное же управление МГБ, которое получит статус главка, сможет принимать в свое производство наиболее резонансные и имеющие государственное значение уголовные дела, подследственность которых в данный момент закреплена в УПК за СК и МВД.

Как отмечает издание, в ходе реформы серьезные изменения могут произойти в Следственном комитете России. СК снова может стать структурой при прокуратуре России, из которой он был выделен в 2011 году. Соответственно, будет понижен и статус его главных управлений.

Минобороны может быть усилено за счет включения в его состав войск гражданской обороны, а также спасательных, пожарных и других служб МЧС. В МВД же из расформированного министерства отойдет Госпожнадзор, который и ранее находился в его структуре.

Начало уже положено

Напомним, в начале апреля президент Владимир Путин ликвидировал Госнаркоконтроль и миграционную службу в качестве самостоятельных федеральных ведомств, передав их в ведение МВД России.

Кроме того, 5 апреля Путин объявил о создании Росгвардии на базе внутренних войск МВД. Структура будет заниматься борьбой с терроризмом, организованной преступностью.

Помимо этого, 15 сентября официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин прокомментировал якобы скорую отставку председателя СК Александра Бастрыкина.

Причины и следствия

По мнению некоторых экспертов намечаемые изменения совсем не новость, а давно назревшая необходимость. В последнее время в силовых структурах всплывает все больше дел о коррупции и превышении должностных полномочий. Если вспомнить, что сам Владимир Путин некогда выходец из КГБ, то его желание навести порядок в федеральных ведомствах вполне объяснимо.

19 июля текущего года Лефортовский суд Москвы арестовал замглавы ГСУ СК по Москве Дениса Никандрова, замначальника управления собственной безопасности СК России Александра Ламонова, а также главу управления службы собственной безопасности СК Михаила Максименко по делу о взятках. Высокопоставленные сотрудники СК были задержаны из-за возможной причастности к делу Шакро Молодого: якобы за крупную взятку следователи обещали «решить вопрос» с делом против вора в законе.

Также источник в правоохранительных органах сообщал, что сотрудники трех отделов ГСУ московской полиции получили уведомления об увольнении.

Ранее СМИ сообщали, что в Следственном комитете под руководством председателя ведомства Александра Бастрыкина проходят масштабные реформы, в ходе которых статус ряда главных управлений СК был понижен до управлений, а некоторые из управлений стали отделами.

Предполагается, что реформирование силовых и правоохранительных ведомств будет завершено к выборам президента России, которые должны состояться в 2018 году. Однако для этого необходимо еще подготовить соответствующие законопроекты и принять их новым парламентом.

Как это уже было или история реформ повторяется

Как пишет издание Версия ни одно ведомство в нашей стране за последние 100 лет не реформировалось столь же часто, как контрразведка. В современной России преобразования шли полным ходом: вначале было Министерство безопасности, затем его преобразовали в Федеральную службу контрразведки и далее в Федеральную службу безопасности. Вместе с названием менялись и функции ведомства – к ФСБ пристегнули Федеральную пограничную службу и передали часть функций ФАПСИ. В 1997 году переименований не было, зато из 22 управлений осталось всего 5. Затем центральный аппарат ведомства «перетрясли» в 2004 году.

Комментарии экспертов

Информация предоставлена по материалам meduza

Андрей Колесников, руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги

Во-первых, перестановки — часть широкого процесса подготовки системы к 2018 году [когда пройдут выборы президента России]. Во-вторых, это попытка финансовой оптимизации всех этих служб. Третье: перестановки — это отражение некой внутренней борьбы в силовых и правоохранительных органах. Четвертое — система должна подстроиться под Путина, под его понимание эффективности.

Андрей Солдатов, главный редактор сайта Agentura.ru

Очень многие решения, особенно кадровые, которые мы сейчас видим, напрямую диктуются из Кремля. Не спецслужбы являются их инициаторами. Они пытаются продвигать свои интересы, но войну начали не они. Кремль сейчас пытается мобилизовать свои элиты и организовать административный аппарат в условиях нарастающей, как ему кажется, угрозы политической стабильности.

Прежняя модель — 2000-х годов — заключалась в том, что Кремль периодически разочаровывался в какой-нибудь спецслужбе, например в ФСБ, и создавал новую структуру, на которую возлагал работу по обеспечению политической стабильности. Так появился [антитеррористический] центр «Т» в МВД, потом Следственный комитет, потом были даны широкие полномочия казакам, в конце концов, появилась Национальная гвардия.

Валерий Ширяевзаместитель директора «Новой газеты», бывший сотрудник КГБ

То, что в силовых структурах что-то происходит, стало понятно еще год назад. За это время было ликвидировано ведомство по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, ФМС; уволили начальника ФСО — важнейшую фигуру в раскладе силовиков. Но изменения еще не закончены, они и дальше будут происходить.

А вот сокращение расходов может быть огромным стимулом для административной реформы. Параллельные функции, которые разные ведомства выполняют, параллельные сферы оперативной разработки, административный аппарат — вот на этом на всем можно сэкономить. Но это не обязательно делать в рамках объединения всех спецслужб в какую-то грандиозную структуру.

Сергей Каневжурналист The New Times

Власть боится протестов. Жизнь становится все хуже и хуже, идут массовые увольнения, невыплаты, задержки зарплат. И чтобы проще было противостоять этому, создается этот монстр из спецслужб.

Сейчас все силовые структуры существуют по отдельности. Даже служба безопасности президента разделена на две части: одна охраняет Путина, другая — Медведева. Мне рассказывали, что они друг с другом даже не общаются, у них конфликт. Между двумя ключевыми подразделениями ФСО! То же самое — и в самом ФСБ. Там идет внутриклановая борьба. Ребята говорили мне, что вторая служба (Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом — прим. «Медузы») воюет с шестой (Служба организационно-кадровой работы — прим. «Медузы»), шестая служба не подчиняется ни одному начальнику, потому что они считают себя элитным подразделением.

Идет борьба за финансовые потоки. Руководство ФСБ и других силовых ведомств — это ставленники разных кланов. Одни поддерживают Газпром, другие поддерживают «Роснефть», третьи — «Ростех». И то же самое в МВД, в прокуратуре, в Следственном комитете.

Как это было в США после событий 9\11

По материалам агенства Новости IQ

Террористические акты совершенные 11 сентября 2001 года заставили президента Буша младшего пересмотреть всю систему национальной безопасности и чуть больше месяца после нападения, 26 октября 2001 года президент США подписал документ под названием USA Patriotic Act, разрешающий властям ограничение прав и свобод граждан, перечисленных в Билле о правах (первые 10 поправок к конституции США)

А через год 26 ноября 2002 года указом президента было создано министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security) под руководством Тома Риджа. Тогда Буш младший так прокомментировал свое решение: «Создание министерства - результат расширения и объединения усилий по защите нашей страны. Продолжающаяся угроза терроризма, угроза массовых убийств будет встречена объединенными и эффективными ответными действиями. Если мы будем ждать, пока опасность материализуется, может оказаться слишком поздно, а войну с террором не выиграешь, обороняясь»

Министерство внутренней безопасности, которое американские журналисты единодушно окрестили «Большим братом», объединило 22 федеральных ведомства, полностью поглотив федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям, службу иммиграции и натурализации, таможенное управление, береговую и пограничную охрану, секретную службу министерства финансов США, которая охраняет высших госчиновников и борется против фальшивомонетчиков. 

Одной из важнейших функций министерства стал анализ информации, поступающей от ЦРУ, ФБР, агентства национальной безопасности и спецслужб, которые остаются самостоятельными ведомствами. Среди прочих функций - противодействие возможной химической, бактериологической, радиоактивной или ядерной агрессии; обеспечение пограничной безопасности и безопасности средств сообщения; поддержание состояния немедленной готовности к чрезвычайным ситуациям; координация действий между спецслужбами, федеральными и местными властями. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы можете добавить свой комментарий...

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.