Формирование ИТ бюджета это одна из ключевых и не всегда простых задач для руководителя ИТ-отдела От эффективности спланированного бюджета во многом зависит как работа сотрудников так и эксплуатации всей аппаратно-программной ИТ-инфраструктуры. Поэтому первостепенную роль занимают вопросы грамотного планирования затрат, выявление эффективного порога вложений, соотнесения их со стратегическими целями бизнеса. Об этих и некоторых других вопросах и пойдет речь в сегодняшней публикации.
Необходимость процесса бюджетирования
Все успешные компании планируют свое будущее посредством формирования годового бизнес-плана, которым обусловлены их финансовые и иные цели. Бюджеты создаются, чтобы можно было содействовать финансовому управлению и понимать ожидаемые затраты и финансовые цели компании.
Бюджетирование позволяет ТОП-менеджменту компании составить общую стратегическую картину, на основании которой можно выстроить порядок общения с клиентами, инвесторами, планировать затраты, обосновывать необходимый уровень продаж или производства для эффектвиной работы компании в предстоящем финансовом периоде.
Современные компании стремятся к прозрачности расходов, поскольку это позволяет не только изменить распределение бюджета и снизить потребление технических ресурсов, но и сконцентрироваться на ключевых для бизнеса потребностях. Поэтому первым шагом для CIO (Директора ИТ) при распределении бюджетных средств является детальное понимание ИТ- затрат.
При правильном управлении ИТ-отделом основные статьи сосредоточены вокруг запросов бизнеса и поддерживают проекты, направления которых наиболее прибыльны для компании в целом. Эффективное управление ИТ-бюджетом в значительной степени определяется способностью ИТ-директора принимать правильные решения по приоритетным направлениям затрат, а также тщательным контролем, насколько эти направления расходов соответствуют вектору развития бизнеса.
ИТ-затраты предприятия и ИТ-бюджет
Прежде всего ИТ-директор должен понимать ключевые моменты двух ключевых уровней финансового управления ИТ-отделом:
- ИТ-затратами в масштабе предприятия
- бюджетом ИТ-отдела
ИТ-затраты предприятия включают в себя:
- оперативные затраты, стоимость каждодневной работы ИТ;
- капитальные затраты, стоимость приобретения новых основных средств производства ИТ и стоимость оборудования в ИТ-проектах;
- затраты на внешние ИТ-услуги (консалтинг, аналитика) и аутсорсинг;
- затраты на внедрение новых ИТ-продуктов и технологий, а также на внешние технические консультации;
- затраты на унаследованные приложения, стоимость поддержки и усовершенствования устаревших приложений, которые поддерживают существующие бизнес-процессы;
- затраты на R&D, разработку собственных ИТ-систем, испытание новых ИТ-технологий и т. д.;
- зарплаты и бонусы ИТ-персонала;
- затраты на управление и администрирование, стоимость управления ИТ-отделом и стоимость затрат топ-менеджмента.
В отличие от ИТ-затрат в масштабе предприятия бюджет ИТ-отдела включает в себя:
- капитальные затраты ИТ-отдела, находящиеся под контролем финансового отдела компании и включающие в себя стоимость разработки и создания собственных программных приложений, затраты на покупку коробочного программного обеспечения и закупку аппаратного обеспечения для нужд ИТ-инфраструктуры;
- оперативные затраты ИТ-отдела, в которые включаются также расходы на амортизацию капитального имущества, находящегося в ведении ИТ-отдела (при этом затраты на информационные системы, поддержка которых финансируется другими отделами компании, в оперативные затраты ИТ-отдела не входят. Например, если отдел продаж нанимает программиста, чтобы создать пользовательское приложение баз данных для анализа продаж, то эти расходы будут приходиться на оперативные затраты отдела продаж);
- стоимость поддержки и улучшения программных приложений, принадлежащих ИТ-отделу;
- стоимость внедрения новых приложений и технологий (если они внедряются ИТ-отделом);
- расходы на поддержку инфраструктуры и административные затраты;
- расходы на ИТ-отдел (зарплаты и бонусы ИТ-сотрудников, внешние услуги для нужд ИТ-отдела).
Основные составляющие элементы ИТ-бюджета
В целом ИТ-бюджет состоит из шести ключевых компонентов:
- аппаратное обеспечение;
- программное обеспечение;
- затраты на оплату труда;
- внешние поставщики услуг;
- передача данных и коммуникации (в зависимости от компании сюда может входить или не входить стоимость голосовых коммуникаций);
- все прочие расходы, например на обучение, услуги HR-агентств или на юридические услуги.
Аппаратное обеспечение. В эту категорию попадают все некапитальные затраты на аппаратное обеспечение, включая амортизацию капитального аппаратного обеспечения. Сами же капитальные затраты на аппаратное обеспечение, например приобретение компьютеров или системного аппаратного обеспечения, отражаются в бюджете капитальных затрат компании в целом.
Кроме того, в бюджет расходов ИТ-отдела на аппаратное обеспечение обычно включаются затраты на апгрейды аппаратного обеспечения, ремонт и поддержку, а также на аренду и необходимую периферию (если последняя не идет в комплекте с приобретаемой системой, как, например, мыши, клавиатуры, жесткие диски и другие комплектующие).
Программное обеспечение. В эту категорию попадают все некапитальные затраты на программное обеспечение, например на дополнительные утилиты или ПО для нужд собственно ИТ-отдела, а также расходы на амортизацию программного обеспечения. Сама стоимость программного обеспечения — затраты и на создание программного обеспечения, и на пакеты программных приложений — отражается в бюджете капитальных затрат компании в целом. Эти затраты, как и аппаратное обеспечение, амортизируются в течение трех—пяти лет, в зависимости от принципов ведения бухгалтерии и процедур, принятых в компании.
Кроме того, в бюджет расходов ИТ-отдела на программное обеспечение включаются затраты на апгрейды и поддержку ПО, а также стоимость продления лицензий.
Затраты на оплату труда. В эту категорию попадают все затраты на внутренний ИТ-персонал: зарплаты, льготы, медицинские страховки, оплачиваемые отпуска, бонусы, сверхурочные и т. д. Некоторые компании включают в эту категорию также оплату услуг HR-агентств и стоимость обучения, тогда как другие перекладывают их в категорию прочих.
Внешние поставщики услуг В эту категорию включаются все расходы на внешних консультантов и выплаты по контрактным обязательствам ИТ-отдела. Сюда будут включаться любые услуги, поставляемые третьими компаниями, такие как системы восстановления и резервного копирования, несистемные запоминающие устройства, шрединг и т. д. В некоторых случаях внешние расходы на консультантов могут быть капитализированы как часть большого проекта (например, при внедрении крупной ERP-системы).
Передача данных. В эту категорию включаются затраты на аренду линий связи для передачи и данных, услуг Интернет-провайдеров и операторов связи.
Прочие. Эта категория включает в себя все расходы, не подпадающие под вышеперечисленные категории. Как правило, это: расходы на юристов, вспомогательные материалы, офисную мебель, командировки и прочие накладные расходы.
Оценка вложений в ИТ
Метрики эффективности инвестиций в ИТ
Довольно часто возникает вопрос: «Каков оптимальный порог вложения денежных средств в техническую инфраструктуру?»
Одним из возможных путей оценки расходов на ИТ может являться метрика соотношения ежегодного дохода компании к количеству вложенных средств в бюджет ИТ-департамента. Данная статистика интересна не в качестве информации для прогнозирования, а как данные, показывающие величину потребляемых денежных ресурсов и, в конечном итоге, получаемый уровень обслуживания (см. таблицу 1)
Таблица 1. Затраты на ИТ по отношению к доходу
Четыре пути оценки необходимого уровня затрат на ИТ
Какого-либо единого стандарта для оценки уровня необходимых затрат на ИТ не существует. Но есть несколько в некотором смысле стандартных способов чтобы правильно начать и провести процедуру оценки. К ним относятся:
- сравнение показателя затрат на ИТ как процента от дохода в компании с группой родственных компаний (по индустрии или по другому сравнительному признаку);
- сравнение показателя затрат на ИТ как процента от дохода компании с другими компаниями аналогичного размера (в данном случае эффективно под "размером" компании понимать "оборот" компании);
- сравнение показателя ИТ-затрат на сотрудника ИТ-отдела с аналогичными данными по родственным компаниям или по индустрии в целом;
- оценка по формуле Пола Страссмана
Безусловно, все эти способы оценки небесспорны. Необходимую информацию бывает очень сложно раздобыть, и она часто оказывается устаревшей. В результате компании остаются в незавидной ситуации, когда единственной отправной точкой является ИТ-бюджет прошлого года. Но это не дает ответа на вопрос, достаточно ли компания затрачивает на ИТ.
Тем не менее эти методы помогают. Они хотя бы позволяют не ошибиться на порядок. В сущности, они показывают, что по совокупности экономического анализа определенные рамки в отношении затрат на ИТ все же могут быть установлены.
Анализ ИТ-затрат по Страссману
Ведущий теоретик в области ИТ-инвестиций Пол Страссман в книге "The Squandered Computer" предложил альтернативный метод подсчета ИТ-затрат. Его метод основан на анализе изменений некоторых показателей компании. При этом Страссман утверждает, что небольшое количество показателей способно предсказать необходимый уровень затрат ИТ.
Формула Страссмана для подсчета ИТ-бюджета такова:
ИТ-бюджет = К + (АхF) + (BхH) + (CхM) + (DхN) - (EхP)
Здесь:
К - фиксированные ИТ-затраты, которые не изменяются.
A, B, C, D и E - вес каждой категории, рассчитывающийся специально для родственных компаний.
F - общие и административные ИТ-затраты.
H - прибыль компании после налогообложения.
M - количество ПК в компании, включая ноутбуки.
N - количество сотрудников, связанных с интеллектуальным трудом (knowledge wokers) в компании.
P - количество менеджеров высшего и среднего звена в компании.
I. Первый этап: сбор информации
Для составления (и обоснования) бюджета на ИТ нужно знать:
1. Что компания уже купила в прошлом и за что продолжает платить в настоящем, а именно:
- используемое и находящееся в резерве оборудование,
- лицензии на программное обеспечение,
- сервисные контракты,
- операторские услуги,
- расходные материалы и затраты на них.
Полный список услуг (ИТ-сервисов), которые использует бизнес в своей работе, начиная от банальных «электронная почта», «печать документов», «телефонная связь», заканчивая системами управления, безопасности и специфическими бизнес-приложениями.
3. Какие цели, планы и задачи у компании на ближайший финансовый период, какие проблемы должны быть решены?
Реорганизация подразделений, увеличение персонала, появление новых задач, изменение требований по производительности, надежности и безопасности работы информационных систем.
II. Второй этап: анализ
Задача данного этапа – найти те точки, которые мешают в текущий момент достичь поставленных целей или могут помешать в будущем. Для этого рекомендую проанализировать следующие показатели:
- Производительность.
Хватает ли производительности систем в настоящий момент всем пользователям? Соответствует ли текущий уровень производительности систем ожиданиям бизнеса? Что сейчас является слабым звеном? Хватит ли производительности, если нагрузка вырастет в соответствии с планами по развитию?
- Надежность.
- Функциональность.
- Безопасность.
- Удобство.
- Операционные расходы.
- Запасы
III. Третий этап: формирование бюджета и обоснование
Собственно, вся основная работа выполнена на прошлых этапах. Последняя задача — представить полученные выводы руководству в понятном и удобном для принятия решений виде. Я обычно разделяю все расходы по следующим категориям:
Рекомендации по оптимизации затрат
2. Технологические и инфраструктурные затраты
3. Операционные и сервисные затраты
Собственно, вся основная работа выполнена на прошлых этапах. Последняя задача — представить полученные выводы руководству в понятном и удобном для принятия решений виде. Я обычно разделяю все расходы по следующим категориям:
- Операционные расходы на поддержание деятельности: расходные материалы, сервисные контракты, услуги, оплата труда специалистов.
- Необходимые капитальные вложения, в случае отсутствия которых возможны серьезные потери для бизнеса. Сюда относятся расходы, которых компании не избежать и вопрос лишь в том, будет она инвестировать деньги в это заранее, или когда уже понесет обозначенные потери.
- Рекомендуемые инвестиции – в сочетании с необходимыми позволяют значительно повысить показатели работы, а также устранить риски, которые могут оказать негативное влияние на бизнес.
- Расходы, связанные с развитием – необходимый объем инвестиций для обеспечения работы систем и поддержания качественных показателей в случае реализации планов по росту бизнеса.
- Возможные инвестиции, позволяющие улучшить функциональные возможности и/или удобство работы сотрудников с ИТ-системами. Данный пункт является красной тряпкой для финансистов, позволяя им при согласовании бюджета отказать вам в этой части и тем самым с честью выполнить свой долг, не опасаясь за последствия.
Ниже приводятся основные рекомендации и методы, которые могут помочь руководителям проанализировать существующие процессы распределения денежных средств с целью снижения затрат на ИТ.
1. Затраты на закупки и внешние сервисы
- Переход на концепцию «облачные вычисления» (Cloud Computing). Основное преимущество – снижение затрат за счет ресурсов, которые не используются, и, соответственно, за которые не надо будет платить.
- Перевод на аутсорсинг не критичных сервисов. Основное преимущество – сокращение затрат на обслуживание, что позволяет перераспределить бюджет и сконцентрироваться на критичных для бизнеса сервисах. К не приоритетным видам относятся: обслуживание компьютеров и активного сетевого оборудования, поддержка пользователей и аварийное восстановление.
- Пересмотр схем лицензирования. Большинство вендоров предлагают гибкие системы лицензирования как программного, так и аппаратного обеспечения, а также скидки на поддержку. Выгода может получиться от 10 до 20%.
- Консолидация договоров. Например, если перевести все расходы на связь (ip-телефония, трафик, видеоконференции, мобильная связь и другие) в один договор, то можно получить большую скидку от поставщика услуг, чем при множестве раздельных договоров.
- Анализ сервисных договоров. В своей практике сталкиваюсь с частым явлением, когда компании заключают договора поддержки 24×7 на всю инфраструктуру без приоретизации критических сервисов. После анализа работоспособности в большинстве случаев получается достаточным и, соответственно, более дешевым вариантом перейти на поддержку 8×5.
- Продажа технологического места. Например, стойки в центре обработки данных можно предлагать для аренды, при этом затраты на каналы связи и организацию безопасного доступа окупаются за небольшой период.
2. Технологические и инфраструктурные затраты
- Утилизация ресурсов аппаратного и сетевого оборудования. Например, внедрение нескольких мощных серверов будет стоить меньших операционных расходов. Дополнительно, можно рассмотреть переход на технологию виртуализации, позволяющую снизить затраты на закупку и обслуживание (каждый случай виртуализации индивидуален, но приведу один из примеров: стоимость виртуального решения серверов обошлась компании на 30% дешевле в сравнении с покупкой и дальнейшим обслуживанием обычных серверов).
- Дисковое пространство. Согласно Gartner, при переходе на дисковые массивы издержки на покупку и обслуживание дисковых ресурсов снижаются на 22%.
- Лицензирование программного обеспечения. Аудит использования программного обеспечения может показать, что при наличии лицензий на каждого пользователя, одновременно работающих сотрудников с приложениями всего 60%. В этом случае возможным способом снижения стоимости является переход на плавающие лицензии (concurrent).
3. Операционные и сервисные затраты
- Автоматизация обслуживания. Управление рабочими станциями, серверами и сетевым оборудованием, мониторинг возникающих событий и налаженный процесс поддержки пользователей, составляют ядро автоматизации, помогая снизить операционные издержки на обслуживание.
- Процессное управление. Поэтапное внедрение сервисных моделей управления (ITIL, MOF и др.) позволяет снизить издержки на поддержку инфраструктурных сервисов, таким образом ИТ- руководитель может перераспределять большие ресурсы на обслуживание бизнес-приложений. На основе своего опыта реализации сервисных методологий, приведу несколько статистических показателей оценки: снижение времени диагностики проблемы на 37%; снижение времени решения проблем на 25%; снижение времени простоев оборудования на 28%; повышение производительности работы персонала на 25%; рост уровня планирования затрат на оборудование на 17%; рост уровня удовлетворенности работой ИТ- подразделения на 15%.
- Анализ уровней сервисов. Довольно частое явление, когда описанные уровни сервисов и стоимость обслуживания данных сервисов являются завышенными, что приводит к возникающему недовольству и конфликтам.
За материалы выражаю благодароность Иван Кормачев @ikormachev
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы можете добавить свой комментарий...
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.