В начале прошлого месяца Банк России выложил в публичный доступ проект рекомендаций в области стандартизации Банка России РС БР ИББС-2.Х-20ХХ «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Аутсорсинг информационной безопасности». Сам документ по сути является еще драфтом, получить его можно с официально сайта Технического Комитета 122. А до 31 августа 2016г для зарегистрированных пользователей доступен сервис обсуждения и гол сования.
Но интересна эта тема скорее другим - главный регулятор банковский сектора наконец-то обратил внимание на аутсорсинг ИБ, который в последнее время все больше и больше набирает популярность
РЕКОМЕНДАЦИИ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ БАНКА РОССИИ
РС БР ИББС- 2.ХХ-20ХХ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хочу процитировать наиболее запоминающиеся моменты:
1.Наконец-то в обиход ЦБ РФ входят такое понятие как Аусторсинг ИБ
2.Среди
главных причин (ОБОСНОВАНИЕ!) использования аутсорсинга ИБ организациями БС РФ можно назватьзациями БС РФ можно назвать:
Кадровые
Экономические
Технологические
Временные
- отсутствие необходимых квалифицированных и мотивированных кадров внутри организации БС РФ;
- необходимость высвобождения ключевых специалистов для других проектов и задач;
- необходимость снижения зависимости от собственных работников организации БС РФ
Экономические
- повышение прозрачности и предсказуемости расходов на СОИБ;
- оптимизация расходов на СОИБ;
Технологические
- повышение общего уровня ИБ за счет использования современных технологий и методологий;
- возможность обеспечения отдельных процессов СОИБ в режиме 24х7;
Временные
- возможность быстрого внедрения отдельных процессов СОИБ;
- возможность быстрого повышения уровня зрелости отдельных процессов СОИБ."
3. В пункте документа 5.1. Краткое
сравнение аутсорсинга и инсорсинга по другим критериям представлено в таблице
1.
Таблица 1. Сравнение Аутсорсинга и
Инсорсинга
|
Аутсорсинг
|
Инсорсинг
|
Длительность внедрения процесса СОИБ
|
Обычно 2-6 недели
|
В зависимости от процесса. Если процесс и технологии новые
и сложные, то может занять от месяца до нескольких лет
|
Уровень компетенций персонала
|
Очень высокий
(экспертная среда) |
Средний / Высокий
|
Затраты
|
Предсказуемые, OpEx
|
CapEx и OpEx. Некоторые расходы могут быть скрытыми
|
Источник методологий
|
Провайдер услуг
|
Заказчик / Консультант
|
Режим работы
|
Обычно 24х7
|
Обычно 8х5
|
Возможности по реагированию и гибкость
|
Формальные, в рамках SLA
|
Полные
|
Понимание контекста
|
Низкое
|
Высокое
|
Доступ к ИС и СЗИ
|
Внешний
|
Внутренний
|
|
||
Ключевые угрозы и риски для заказчика
|
·
Зависимость
от Провайдера услуг
·
Типизированный
подход к оказанию услуг (поверхностное понимание Провайдером услуг контекста
организации)
·
Отсутствие
необходимых ресурсов у Поставщика услуг аутсорсинга (в случае быстрого
масштабирования)
·
Формальный
подход
(в соответствии с SLA)
·
Риск потери
конфиденциальности информации
|
·
Риски
персонала (нехватка квалифицированного персонала, потеря персонала,
чрезмерная загруженность, недозагруженность, снижение мотивации)
·
Сильное
влияние со стороны других заинтересованных лиц внутри организации
·
Проектные
риски при реализации процессов СОИБ, внедрении средств мониторинга и защиты
информации (срыв сроков и превышение бюджета)
·
Отсутствие
необходимых технологий и методологий
·
Игнорирование
приоритетов в области ИБ (расходование ресурсов на второстепенные задачи)
·
Отсутствие
контроля угроз ИБ, реализующиеся во вне рабочего времени
·
Низкая
эффективность процессов, слабый контроль
|
4. В пункте 6.1.
Не
рекомендуется передавать на аутсорсинг следующие процессы (в соответствии с РС
БР ИББС-2.7):
-
определение/коррекция
области действия процесса СОИБ;
-
разработка
стратегии ИБ;
-
управление
рисками ИБ;
-
планирование
и контроль реализации процессов СОИБ;
-
разработка/коррекция
внутренних документов, регламентирующих выполнение процесса СОИБ;
-
анализ
реализации и выполнения процессов СОИБ;
-
инициирование
своевременного совершенствования процессов СОИБ;
- обеспечение
ИБ при эксплуатации и снятии с эксплуатации автоматизированных банковских систем
(АБС), используемых для реализации банковских платежных и информационных
технологических процессов;
-
обеспечение
непрерывности бизнеса и его восстановления после прерывания.
5. Ну и сам процесс Аутсорсинга прописан и зарисован на схеме чем то напоминающую цикл Деминга
Фаза 1. ОЦЕНКА. На этой фазе проводятся оценки текущего состояния системы ИБ и возможности передачи отдельных процессов ИБ на аутсорсинг, определяются цели и задачи, формируются первичные требования и ожидания. Если услуги аутсорсинга уже используются, то производится оценка их эффективности и результативности.
Фаза 2. ВЫБОР. На этой фазе происходят утверждение финальных требований к услугам аутсорсинга ИБ, выбор их поставщика (Провайдера услуг аутсорсинга) и согласование метрик и показателей услуг.
Фаза 3. ПЕРЕХОД. На этой фазе производится подключение и реализация выбранных услуг аутсорсинга ИБ.
Фаза 4. УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ. На этой фазе предоставляются услуги аутсорсинга ИБ и производится контроль их соответствия утвержденному SLA.
P.S. В заключение хотелось бы привести небольшой список общих рекомендаций по переходу на аутсорсинговое обслуживание ИБ:
- Оцените готовность банка к ИТ-аутсорсингу
- Определите ИТ и ИБ риски
- Подберите адекватные меры по снижению рисков
- Оцените уровень зрелости управленческих и технологических процессов банка
- Составьте четкое соглашение об уровне предоставления услуг (SLA)
- Предусмотрите порядок пересмотра условий, указанных в SLA, согласно изменениям в бизнесе банка
- Выберите надежную компанию-аутсорсера
Ниже майндкарта цикла Аутсорса ИБ от нашего коллеги
Расширенную майндкарту цикла из ISO 37500-2014
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы можете добавить свой комментарий...
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.