Официальной системой взглядов на цели, задачи, методы и средства в деятельности обеспечения информационной безопасности на государственном уровне является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утвержден документ 9 сентября 2000 года и до сих пор не претерпел изменений. Хотя мы понимаем как за последние 16 лет шагнула вперед ИТ-индустрия и какие сейчас угрозы стали актуальны - речь про кибербезопасность. Однако произошли изменения в области обеспечения военной безопасности России. Президент Владимир Путин еще в конце 2014 года утвердил новую Военную доктрину Российской Федерации, которая была обновлена под влиянием происходящих в последнее время вокруг России событий. Не берясь за полный анализ, отметим в документе те моменты, которые в Военной доктрине относятся к теме информационной безопасности.
Пара слов о самой доктрине.
Военная доктрина — декларация о политике государства в области военной (оборонной) безопасности. Это система официальных взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки государства и вооружённых сил к войне, способы и формы её ведения.
Основные положения военной доктрины складываются и изменяются в зависимости от политики и общественного строя, уровня развития производительных сил, новых научных достижений и характера ожидаемой войны.
Предыдущая редакция документа была утверждена 5 февраля 2010 года.
Алексей Лукацкий провел исследователе новой редакции документа от 2014 года. И так,
давайте посмотрим, что же привлекло наше внимание. Стилистика текста автора сохранена.
1. Традиционные для нас угрозы ИБ Доктрина относит к понятию "военная опасность", четко отделив их от понятия "военная угроза".
Согласно
Доктрине "военная опасность" - это "состояние
межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое
совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести
к возникновению военной угрозы",
а "военная
угроза" - это "состояние межгосударственных или
внутригосударственных отношений, характеризуемоем реальной возможностью
возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой
степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских
(террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию)".
Иными
словами, традиционные угрозы ИБ сами по себе не могут быть военной угрозой, а
всего лишь сопутствуют их проявлению. Но есть и исключение, которое только
подтверждает, что тема спецопераций в киберпространстве не
до конца проработана была при подготовке нынешней Военной доктрины.
2.Угрозы ИБ могут быть отнесены к военным угрозам, если они воспрепятствуют "работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов". Тут мы опять наталкиваемся на классическую проблему с терминологией в области критически важных (потенциально опасных) объектов. Почему воспрепятствование работе систем фармацевтической промышленности представляет военную угрозу, а воспрепятствование системам управления транспортом (что для России с ее территориями, через которые надо во время военных конфликтов или войн перебрасывать войска, технику, продовольствие, является более чем актуальным) нет? На мой взгляд причиной этого является неразбериха в терминологии, которая до сих пор не устаканилась. Критический важный объект, стратегически важный объект, стратегический объект, объект, имеющий стратегическое значение, важный объект, важный государственный объект, объект жизнеобеспечения, особо важный объект, специальный объект, режимный объект, потенциально опасный объект... Вот только небольшая часть схожих терминов. На кого из них распространяется Военная доктрина?..
3. Военные опасности делятся на внешние и внутренние.
К первым в киберпространстве относятся
"использование информационных и коммуникационных технологий в
военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих
международному праву, направленных против суверенитета, политической
независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу
международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности".
В данном
случае можно отметить схожесть (что неудивительно) позиции с основами государственной
политики в области международной информационной безопасности.
4. К внутренним опасностям, связанным с киберпространством, относится "деятельность, направленная на дезорганизацию функционирования информационной инфраструктуры Российской Федерации".
5. Одной из черт военного конфликта (а это понятие выше военной угрозы), является
- · применение среди прочего и информационных мер невоенного характера
- · воздействие на противника в глобальном информационном пространстве
- · централизация и автоматизация управления войсками и оружием с помощью АСУВ и АСУО.
6. Ядерному оружию внимание в Доктрине
тоже уделено, но как инструменту сдерживания региональных и крупномасштабных
войн. Однако такой сценарий маловероятен. Поэтому несложно предположить, что
роль кибервойн или правильнее
спецопераций в информационном пространстве будет только возрастать.
7. Как и документ, описывающий усилия МинОбороны РФ
в области кибербезопасности, Доктрина постулирует принцип ненападения, а
сдерживания и предотвращения военных конфликтов.
8. Интересно, что среди задач
Вооруженных сил, других войск и органов в мирное время тема информационной
безопасности не упоминается вовсе. Такое впечатление, что авторы документа и не
знали, что могут делать военные в области ИБ в мирное время. Это вам не
портянки шить, и не стволы пушек до блеска драить :-) По идее стоило бы сделать
отсыл к Доктрине ИБ и основам госполитики в области МИБ, но почему-то про это
забыли.
9. А вот среди задач военной
организации "совершенствование системы информационной безопасности
Вооруженных Сил, других войск и органов" названо явно. Это же является
и основной задачей при строительстве и развитии Вооруженных Сил, других
войск и органов.
10."Материальность"
Доктрины проявляется во всем. Авторы привыкли (оно и понятно), что во время
военных конфликтов речь всегда идет о чем-то материальном. Атака производится
на материальный объект. Оружие - это тоже, что-то материальное. Ущерб тоже
имеет вполне себе материальную природу. Поэтому в Доктрину очень сложно
вписывается информационная составляющая. Иногда даже кажется, что в уже готовый
"материалистичный" текст добавили несколько кибер-пунктов. Например,
есть в Доктрине раздел "Задачи оснащения Вооруженных Сил, других войск
и органов вооружением, военной и специальной техникой" в нем пункт
"развитие сил и средств информационного противоборства". Но
программное обеспечение, которое зачастую и является основном инструментом
информационного противоборства (если не рассматривать тему РЭБ), с трудом может
быть описано понятием "военная и спецтехника". При этом интересно,
что в контексте средств информационного противоборства говорится только об их
развитии, а применительно к другим видам оружия - еще и о создании. Толи у нас
уже средства информационного противоборства созданы и их надо только развивать,
толи авторы опять же взяли готовую заготовку и вставили ее в текст, не думая о
сути.
11.В разделе
про развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК) про силы и средства
информационного противоборства ни слова. Откуда же их тогда брать? Неужели с
гражданского рынка?
12. В части
международного сотрудничества повторяется неоднократно звучавший в других
документах тезис о развитии "диалога с заинтересованными государствами
о национальных подходах к противодействию военным опасностям и военным угрозам,
возникающим в связи с масштабным использованием информационных и
коммуникационных технологий в военно-политических целях". Вот только
как это представлятеся на практике пока не понятно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы можете добавить свой комментарий...
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.