В начале прошлого месяца  Банк России выложил в публичный доступ  проект рекомендаций в области стандартизации Банка России РС БР ИББС-2.Х-20ХХ «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Аутсорсинг информационной безопасности».  Сам документ по сути является еще драфтом, получить его можно с официально сайта Технического Комитета 122. А до 31 августа 2016г для зарегистрированных пользователей доступен сервис обсуждения и гол сования. 
Но интересна эта тема скорее другим - главный регулятор банковский сектора наконец-то обратил внимание на аутсорсинг ИБ, который в последнее время все больше и больше набирает популярность
РЕКОМЕНДАЦИИ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ БАНКА РОССИИ 
РС БР ИББС- 2.ХХ-20ХХ 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хочу процитировать наиболее запоминающиеся моменты:
1.Наконец-то в обиход ЦБ РФ входят такое понятие как Аусторсинг ИБ
2.Среди
главных причин (ОБОСНОВАНИЕ!) использования аутсорсинга ИБ организациями БС РФ можно назватьзациями БС РФ можно назвать:
Кадровые
Экономические
Технологические
Временные
- отсутствие необходимых квалифицированных и мотивированных кадров внутри организации БС РФ;
 - необходимость высвобождения ключевых специалистов для других проектов и задач;
 - необходимость снижения зависимости от собственных работников организации БС РФ
 
Экономические
- повышение прозрачности и предсказуемости расходов на СОИБ;
 - оптимизация расходов на СОИБ;
 
Технологические
- повышение общего уровня ИБ за счет использования современных технологий и методологий;
 - возможность обеспечения отдельных процессов СОИБ в режиме 24х7;
 
Временные
- возможность быстрого внедрения отдельных процессов СОИБ;
 - возможность быстрого повышения уровня зрелости отдельных процессов СОИБ."
 
3. В пункте документа 5.1.    Краткое
сравнение аутсорсинга и инсорсинга по другим критериям представлено в таблице
1.
Таблица 1. Сравнение Аутсорсинга и
Инсорсинга 
| 
    | 
   
    
Аутсорсинг 
 | 
   
    
Инсорсинг 
 | 
  
| 
   
Длительность внедрения процесса СОИБ   
 | 
  
   
Обычно 2-6 недели 
 | 
  
   
В зависимости от процесса. Если процесс и технологии новые
  и сложные, то может занять от месяца до нескольких лет 
 | 
 
| 
   
Уровень компетенций персонала 
 | 
  
   
Очень высокий  
(экспертная среда)  | 
  
   
Средний / Высокий 
 | 
 
| 
   
Затраты  
 | 
  
   
Предсказуемые, OpEx 
 | 
  
   
CapEx и OpEx. Некоторые расходы могут быть скрытыми 
 | 
 
| 
   
Источник методологий 
 | 
  
   
Провайдер услуг 
 | 
  
   
Заказчик / Консультант 
 | 
 
| 
   
Режим работы 
 | 
  
   
Обычно 24х7 
 | 
  
   
Обычно 8х5 
 | 
 
| 
   
Возможности по реагированию и гибкость 
 | 
  
   
Формальные, в рамках SLA 
 | 
  
   
Полные 
 | 
 
| 
   
Понимание контекста  
 | 
  
   
Низкое 
 | 
  
   
Высокое 
 | 
 
| 
   
Доступ к ИС и СЗИ 
 | 
  
   
Внешний 
 | 
  
   
Внутренний 
 | 
 
| 
   | 
 ||
| 
   
Ключевые угрозы и риски для заказчика 
 | 
  
   
·     
  Зависимость
  от Провайдера услуг 
·     
  Типизированный
  подход к оказанию услуг (поверхностное понимание Провайдером услуг контекста
  организации) 
·     
  Отсутствие
  необходимых ресурсов у Поставщика услуг аутсорсинга (в случае быстрого
  масштабирования) 
·     
  Формальный
  подход  
(в соответствии с SLA) 
·     
  Риск потери
  конфиденциальности информации 
 | 
  
   
·     
  Риски
  персонала (нехватка квалифицированного персонала, потеря персонала,
  чрезмерная загруженность, недозагруженность, снижение мотивации) 
·     
  Сильное
  влияние со стороны других заинтересованных лиц внутри организации 
·     
  Проектные
  риски при реализации процессов СОИБ, внедрении средств мониторинга и защиты
  информации (срыв сроков и превышение бюджета) 
·     
  Отсутствие
  необходимых технологий и методологий 
·     
  Игнорирование
  приоритетов в области ИБ (расходование ресурсов на второстепенные задачи) 
·     
  Отсутствие
  контроля угроз ИБ, реализующиеся во вне рабочего времени 
·     
  Низкая
  эффективность процессов, слабый контроль 
 | 
 
4. В пункте 6.1.   
Не
рекомендуется передавать на аутсорсинг следующие процессы (в соответствии с РС
БР ИББС-2.7):
-    
определение/коррекция
области действия процесса СОИБ;
-    
разработка
стратегии ИБ;
-    
управление
рисками ИБ;
-    
планирование
и контроль реализации процессов СОИБ;
-    
разработка/коррекция
внутренних документов, регламентирующих выполнение процесса СОИБ;
-    
анализ
реализации и выполнения процессов СОИБ;
-    
инициирование
своевременного совершенствования процессов СОИБ;
-   обеспечение
ИБ при эксплуатации и снятии с эксплуатации автоматизированных банковских систем
(АБС), используемых для реализации банковских платежных и информационных
технологических процессов;
-    
обеспечение
непрерывности бизнеса и его восстановления после прерывания.
5. Ну и сам процесс Аутсорсинга прописан и зарисован на схеме чем то напоминающую цикл Деминга
Фаза 1. ОЦЕНКА. На этой фазе проводятся оценки текущего состояния системы ИБ и возможности передачи отдельных процессов ИБ на аутсорсинг, определяются цели и задачи, формируются первичные требования и ожидания. Если услуги аутсорсинга уже используются, то производится оценка их эффективности и результативности.
Фаза 2. ВЫБОР. На этой фазе происходят утверждение финальных требований к услугам аутсорсинга ИБ, выбор их поставщика (Провайдера услуг аутсорсинга) и согласование метрик и показателей услуг.
Фаза 3. ПЕРЕХОД. На этой фазе производится подключение и реализация выбранных услуг аутсорсинга ИБ.
Фаза 4. УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ. На этой фазе предоставляются услуги аутсорсинга ИБ и производится контроль их соответствия утвержденному SLA.
P.S. В заключение хотелось бы привести небольшой список общих рекомендаций по переходу на аутсорсинговое обслуживание ИБ:
- Оцените готовность банка к ИТ-аутсорсингу
 - Определите ИТ и ИБ риски
 - Подберите адекватные меры по снижению рисков
 - Оцените уровень зрелости управленческих и технологических процессов банка
 - Составьте четкое соглашение об уровне предоставления услуг (SLA)
 - Предусмотрите порядок пересмотра условий, указанных в SLA, согласно изменениям в бизнесе банка
 - Выберите надежную компанию-аутсорсера
 
Ниже майндкарта цикла Аутсорса ИБ от нашего коллеги
Расширенную майндкарту цикла из ISO 37500-2014 





Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы можете добавить свой комментарий...
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.